Первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи. Главным содержанием богослужения этих дней является размышление о приближающемся воспоминании Страстей Господних. Кроме того, эти дни посвящены притчам и наставлениям, сказанным Господом в последние дни перед Его страданиями, а также тем событиям, к-рые в эти дни произошли. Так, в понедельник вспоминается чудо о засохшей смоковнице, проклятой Господом, во вторник - притчи о 10 девах и о талантах и беседа Господа о Втором Пришествии и Страшном Суде, в среду - помазание Господа миром в Вифании и предательство Иуды. Эти темы составляют содержание евангельских чтений и отражены в песнопениях этих дней; одна из тем вторника - история ветхозаветного патриарха Иосифа - основана на ветхозаветном чтении (паремии на вечерне). «Великой» (греч. μεγάλη) Страстная седмица именовалась уже в IV в. (Const. Ap. VIII. 33; ок. 380 г.), и этот эпитет получили все ее дни, в т. ч. понедельник, вторник и среда.
В «Паломничестве» Эгерии, отражающем иерусалимскую литургическую практику кон. IV в., отмечается, что в первые 3 дня Страстной седмицы утренняя служба (от пения петухов и до рассвета) и дневные службы 3-го и 6-го часов (примерно 9.00 и 12.00 по совр. счету времени) совершались в часовне Воскресения Господня и по тому же чину, что и в Великий пост; вечерняя служба (от 9-го часа дня и до 1-го часа ночи, т. е. примерно с 15.00 до 18.00-19.00) служилась в Мартириуме (главном храме), состояла из гимнов, антифонов, библейских чтений и молитв и завершалась чином благословения вечернего света и отпустом, после к-рого епископ и народ шли с пением гимнов к часовне Воскресения Господня, где пели еще один гимн, читали молитву, епископ благословлял оглашенных и верных и произносился окончательный отпуст.
В Вел. вторник после вечернего отпуста в часовне совершалась процессия до храма на Елеонской горе, и там епископ, зайдя в пещеру, в к-рой, по преданию, Господь преподал Своим ученикам наставление о Втором Пришествии и конце света, прочитывал из Евангелия от Матфея это наставление (вероятно, Мф 24-25); за чтением следовали благословение оглашенных и верных и отпуст. Особенность Вел. среды заключалась в том, что прежде благословения оглашенных и верных вечером в часовне Воскресения Господня епископ входил внутрь пещеры гроба, а один из священников, стоя снаружи пещеры, прочитывал Евангелие о предательстве Иуды (вероятно, Мф 26; чтение Евангелия заключалось особой молитвой); Эгерия отмечает, что во время этого чтения все в храме стонали и плакали (Eger. Itiner. 32-34).Точные указания чтений на вечерне в эти дни в древней иерусалимской традиции сохранились в арм. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V в.: для вечера Вел. понедельника это Быт 1. 1-3. 20 (или 1. 1-3. 24), Притч 1. 2-9, Ис 40. 1-8, Пс 64 с антифоном (ст. 6), Мф 20. 17-28 (предсказание Господа о Страстях незадолго перед входом в Иерусалим), для вечера Вел. вторника - Быт 6. 9-9. 17, Притч 9. 1-11, Ис 40. 9-17, Пс 24 с антифоном (ст. 1 или 1-2), Мф 24. 3-26. 2 (или 24. 1 - 26. 2), для вечера Вел. среды - Быт 18. 1-19. 30, Притч 1. 10-19, Зах 11. 11b - 14, Пс 40 с антифоном (ст. 5), Мф 26. 14-16 (или 26. 3-16). В Лекционарии отмечается, что вечерняя служба в понедельник и среду проходила в Мартириуме, во вторник - на Елеонской горе; Евангелие в Вел. среду читалось в часовне Воскресения Господня (Renoux. Lectionnaire arménien. P. 258-265).
В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII в., на вечернях в эти дни те же чтения, что и в арм. переводе Лекционария (только к 3 паремиям понедельника прибавлена 4-я - Иер 9. 2-10), но появляются чтения также и для утрени этих дней: Мф 21. 18-23 (или Мк 11. 12-26) для Вел. понедельника, Ин 12. 27-33 (или Лк 12. 35-59) для Вел. вторника, Лк 13. 31-35 (или Мк 14. 1-11) для Вел. среды. Приведен ипакои (тропарь), к-рый должен петься в эти дни после Евангелия вечерни («Прежде Страсти говорил Господь...»), а также тропари для пения до или после паремий («Приступим вернии...», «Страшно вопрошание Господа...», «Когда грешница приносила миро...» соответственно для понедельника, вторника и среды) (Кекелидзе. Канонарь. С. 72-74; Tarchnischvili. Le Grand Lectionnaire. № 598-623).
В Иадгари - сохранившемся в груз. переводе гимнографическом прибавлении к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-X вв.,- для каждого из 3 дней приведено по трипеснцу, 2 группы стихир (для утрени (на хвалитех) и вечерни (на «Господи, воззвах»)), тропарю вечерни (те же, что и в Лекционарии, но тропарь есть и у Вел. понедельника - 5-го гласа, нач.: «Придите, верные, Страсти Спасителя») и прокимну (Метревели. Иадгари. С. 177-185).
отраженном в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 2. P. 66-71), эти дни практически не отличались по своим литургическим особенностям от седмичных дней Великого поста. В каждый из 3 дней совершались утреня, тритекти (особая служба, заменяющая дневные часы), вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, паннихис (торжественная служба накануне праздников, а также на 1-й седмице Великого поста и Страстной седмице). Тритекти и вечерня, как и в будние дни поста, имели 3 паремии (1 на тритекти и 2 на вечерне), причем прокимны этих паремий (по 2 на тритекти и вечерне) в эти дни продолжали обычный великопостный ряд (прокимны заимствуются из псалмов Псалтири по порядку их следования, так что в первые 3 дня Страстной седмицы выпеваются прокимны из Пс 125-137). Паремии, напротив, взяты не из книг Бытия, Притчей Соломоновых и прор. Исаии (как в будние дни поста), но из книг Исход, Иова (на вечерне) и прор. Иезекииля (на тритекти). Важнейшее отличие служб этих дней от обычных великопостных - чтение Евангелия на вечерне. Паремии 3 дней представляют собой последовательное чтение 3 книг ВЗ - Исхода (1. 1-20; 2. 5-10; 2. 11-22 соответственно для каждого из 3 дней), Иова (1. 1-12; 1. 13-22; 2. 1-10 соответственно для каждого из 3 дней) и прор. Иезекииля (1. 1-20; 1. 21-28; 2. 3-3. 3 соответственно для каждого из 3 дней) и не связаны непосредственно с темами этих дней (появление подобных чтений в чине вызвано к-польской практикой прочитывать в течение Великого поста и
Страстной седмицы (вероятно, для оглашаемых) 7 важнейших книг ВЗ - Быт, Исх, Пс, Притч, Иов, Ис и Иез). Выбор вечерних евангельских чтений, согласно Типикону Великой ц., напоминает выбор их в древней иерусалимской традиции (Мф 24. 3-35; 24. 36 - 26. 2; 26. 6-16 соответственно для каждого из 3 дней), но здесь поучение Господа на Елеонской горе (Мф 24. 3 - 26. 2) прочитывается в 2 приема. Утренних евангельских чтений в эти дни в Типиконе нет. Кроме чтений, в Типиконе Великой ц. указаны особые тропари на утрене на Пс 50 и на тритекти (на утрене Вел. понедельника 4-го гласа: «῾Ο ἀπαθὴς τῇ θεότητι ὑπὲρ ἡμῶν δὲ [τὰ πάθη σαρκὶ] καταδεξάμενος» - ; на тритекти - 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа: «᾿Εν ψυχῇ συντετριμμένῃ προσπίπτομέν σοι» - ; на утрене Вел. вторника 4-го гласа: «῾Ως ὁ λῃστὴς ὁμολογῶν» - ; на тритекти - 1-го гласа: «Τοῖς ἀμέτρως πταίουσιν πλουσίως συγχώρησον, Σωτήρ» - ; на утрене Вел. среды 4-го плагального (8-го) гласа: «᾿Εν τῇ αὐλῇ Καϊάφα» - ; на тритекти -2-го плагального (6-го) гласа: «Σήμερον τὸ πονηρὸν συνήχθη συνέδριον» - ).
1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Σ. 28-83).
После X в. большое распространение в правосл. мире получает Студийский устав, а с XII-XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в правосл. Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы, согласно этим уставам, совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или неск. раньше - на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени или повечерия, но не вечерни.
Согласно основным редакциям Студийского устава - первоначальной и афоно-итал.,- служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет.
По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Вел. среду - 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник - двупеснец прп. Космы, в среду - канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) - светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Вел. понедельник (на к-рой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Вел. вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница), из-за чего часы в этот день неск. сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Вел. среде (ГИМ. Син. № 330, XII в. Л. 22 об.- 26).
В студийских афоно-итал. памятниках утреня первых 3 дней Страстной седмицы имеет только 2 кафизмы; гласовые песнопения отменяются (вместо троичнов поется тропарь « », вместо светильна - эксапостиларий « »). Появляется практика читать на часах Четвероевангелие - в каждый из первых 4 дней Страстной седмицы (включая Вел. четверг) должно прочитываться по Евангелию, исключая Ин 13. 31-21. 25. В отличие от Евангелий вечерни, к-рые содержат рассказ о событиях 3 дней, чтение Четвероевангелия является примером изобразительного символизма в страстных службах: оно воспроизводит проповедь Господа в храме в продолжение этих дней. Каждый вечер поется великое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского (сам песнотворец создал эти трипеснцы для утрень Страстной седмицы). Распределение песнопений такое же, как и в позднейших памятниках: стихиры на вечерне следуют той же тематике, что и на утрене, а содержание следующего дня появляется только в трипеснце повечерия. Каждый памятник имеет свои особенности. Так, по южноитал. Мессинскому Типикону 1131 г. Вел. среда имеет собственные тропарь в начале утрени и эксапостиларий («῾Ως ἡ πόρνη σοι προσπίπτω ἵνα λάβω τὴν ἄφεσιν» (Как блудница Тебе припадаю, чтобы получить оставление) и «Εἰ καὶ ἠκολούθησα τῷ ἀπατοῦντί με ἐχθρῷ» (Если я и последовал обольстившей меня вражде)); после 8-й песни трипеснца утрени следует кондак; хвалитных стихир на утрене нет; после изложения службы в Вел. среду замечено, что с этого дня на службах больше нет великопостных особенностей (Mateos. Typicon. P. 229-233). По афонскому Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в. на утрене есть и хвалитные, и стиховные стихиры; великое повечерие оставляется со вторника (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 282).
По Евергетидскому Типикону кон. XI в., основанному на Студийском уставе, но отражающему малоазийскую и отчасти к-польскую практику, песнопения распределены по службам первых 3 дней Страстной седмицы так, что их начинают петь уже на вечерне накануне (как в Студийско-Алексиевском Типиконе). Повечерие (сокращенное, без начальных 6 псалмов) предваряется особой службой - паннихис, на к-рой исполняется трипеснец прп. Андрея Критского. На утрене в эти 3 дня вместо троичнов поется тропарь « »; в Вел. понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, причем после 2 первых поются седальны, после 3-й - кондак и икос дня; в Вел. среду стихословятся только 2 кафизмы, после к-рых поются седальны (кондак отменяется); после 9-й песни трипеснца (в Вел. вторник - двупеснца) поется эксапостиларий « »; хвалитных стихир нет - только стиховные. Утренних евангельских чтений в эти дни в Евергетидском Типиконе нет, как и в др. студийских памятниках, но составитель Типикона отмечает, что в приходской практике его времени чтения присутствовали, в Типиконе они сознательно опущены. Особые указания даны относительно нек-рых кафизм утрени и 3-го часа Вел. среды.: непорочны (17-я кафизма) поются на текущий глас (с аллилуиариями гласа), «полиелей» (19-я кафизма) - на 2-й плагальный (6-й) глас. На всех часах с Вел. понедельника по Вел. четверг читается Четвероевангелие (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 542-545).
начиная с древнейших греч. и слав. рукописей и вплоть до совр. печатных изданий, излагает порядок совершения богослужения в первые 3 дня Страстной седмицы в целом одинаково. Службы происходят по чину седмичных дней Великого поста, но с рядом особенностей, главная из к-рых - отмена службы Минеи (кроме случая праздника Благовещения Пресв. Богородицы) и всех гласовых песнопений. Стихиры распределены так, что песнопения утрени и вечерни одного астрономического дня посвящены одной и той же теме (тем самым литургический день не начинается с вечерни накануне) - на вечерне просто повторяются стихиры утрени. В Великие понедельник, вторник и среду Псалтирь прочитывается полностью один раз (кроме кафизм с 1-й по 3-ю, прочитанных в неделю Ваий, и 17-й, к-рая поется в Вел. субботу), затем стихословие кафизм Псалтири на вечерне, утрене и часах прекращается до недели Антипасхи. Распределение кафизм по службам отличается от обычного великопостного - во все 3 дня на вечерне 18-я кафизма, на 1-м и 9-м часах кафизм нет. На часах читается Четвероевангелие, текст к-рого распределен иначе по сравнению со студийскими памятниками: все 4 Евангелия прочитываются за 3 дня только на 3, 6 и 9-м часах. Евангелие от Иоанна читается до изложения Страстей Господних (согласно нек-рым древним рукописям Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; 1097, 1214 г.,- рассказ о Страстях не прочитывался ни в одном из Евангелий). Вел. среда приобретает дополнительное значение дня окончания Великого поста (то же значение закреплено за пятницей 6-й седмицы поста), с к-рым связано установление чина прощения за всю Четыредесятницу в конце последования изобразительных Вел. среды.
Очень поздно, в XVI-XVII вв., в Типиконах появляются указания о чтении Евангелия на утрене первых 3 дней Страстной седмицы. Как в студийских, так и в ранних иерусалимских Типиконах эти Евангелия не указывались, но они нередко встречаются в греч. и слав. рукописях служебного Евангелия. По происхождению они восходят к древней иерусалимской традиции. Указание о них встречается уже в Канонаре Sinait. gr. 2095, IX-X вв. (этот памятник в целом следует к-польской лекционарной системе, но имеет прибавления из древней иерусалимской системы - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 190-191). В рус. Типиконах утренние чтения этих дней стали указываться только с издания 1682 г. (то же относится и к утреннему Евангелию Вел. четверга - Там же. Т. 3. С. 61; Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших слав. памятников. М., 1976. С. 259-263).
По Типикону, принятому ныне в РПЦ, литургическая тема Вел. понедельника впервые возникает в малом повечерии в неделю Ваий вечером (поются трипеснец прп. Андрея Критского, ирмосы по дважды, тропари без повторений, в конце каждой песни один и тот же ирмос; по Трисвятом кондак Триоди). О полунощнице этих дней Типикон ничего не сообщает, утреня - с «Аллилуия»; вместо троичнов - тропарь « » трижды; стихословятся 3 кафизмы (без ектений); перед Пс 50 - Евангелие, после - прошение « »; трипеснец (в Вел. вторник - двупеснец) поется без библейских песней (их отмена в эти дни отмечена уже в Мессинском и Евергетидском Типиконах), но с припевом « »; ирмосы трипеснца поются по дважды, тропари на 12, есть катавасия; перед 8-й песнью трипеснца поются кондак и икос; «Величит душа Моя Господа» отменяется; после 9-й песни - эксапостиларий « » трижды; есть и хвалитные, и стиховные стихиры; окончание утрени постовое. Часы и изобразительны служатся по великопостному чину, с тропарем пророчества и паремией на 6-м часе. На 3-м и 6-м часах читаются кафизмы (на 1-м и 9-м кафизм нет). На всех часах, кроме 1-го, в центре храма читается Четвероевангелие, разбитое на 9 частей (Мф, Мк на 2; Лк на 3; Ин на 2, без рассказа о Страстях). На вечерне стихословится 18-я кафизма; на «Господи, воззвах» - 10 стихир; бывает вход с Евангелием; после « » читается Евангелие и совершается литургия Преждеосвященных Даров (Типикон содержит и описание порядка службы, если литургии почему-либо нет). На трапезе положено сухоядение (пища, не приготовленная на огне). После трапезы служится великое повечерие (в среду - малое) с трипеснцем и кондаком наступающего дня (как накануне Вел. понедельника) (Типикон. [Т. 2.] С. 898-908). Паремии на 6-м часе и вечерне и Евангельские чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренние Евангелия: Мф 21. 18-43 (в Вел. понедельник), Мф 22. 15-23. 39 (в Вел. вторник), Ин 12. 17-50 (в Вел. среду).
руководствуются указаниями Типикона; но утреня в эти дни обычно служится накануне вечером, а часы, изобразительны и вечерня с литургией Преждеосвященных - утром (повечерие и полунощница, как правило, опускаются). Существует не предписанный Типиконом, но распространенный на практике обычай совершать на утрене каждение во время тропаря « ». Ввиду трудности исполнения в полном объеме предписания Типикона о чтении Четвероевангелия на часах обычно вычитывают часть Четвероевангелия заранее - на 6-й седмице Великого поста или даже в течение неск. седмиц поста. Эта практика появилась давно: так, греч. иерусалимский Типикон трапезундской редакции XIV в. (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 451) предписывает прочитывать на 6-й седмице, начиная со среды, половину Четвероевангелия; в Обиходнике Сийского мон-ря XVI в. (ГИМ. Син. № 814) содержится указание читать Евангелия от Матфея и Марка на 6-й седмице, в понедельник, вторник и среду, а остальные 2 - на Страстной седмице (Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Ч. 1. С. 205). В 1-й пол. XVII в. подобная практика бытовала в московском Успенском соборе, но была в 1661 г. запрещена царем Алексеем Михайловичем (Голубцов А. П. Чиновники моск. Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 108-109). Тем не менее в наст. время практика заранее вычитывать часть Четвероевангелия широко распространена, хотя она отчасти лишает чтение Четвероевангелия первоначального символизма, заключающегося в изображении проповеди Христа в храме в первые 3 дня Страстной седмицы.
В конце изобразительных Вел. среды, после 12-кратного «Господи, помилуй» и молитвы Типикон предписывает читать вместо отпуста главопреклонную молитву « » (из чина повечерия), а затем испрашивать друг у друга прощение за все прошедшее время Четыредесятницы. По свидетельству сохранившихся рус. Чиновников, чин прощения в этот день в практике соборного богослужения РПЦ в XVII в. совершался с большой торжественностью: во время 9-го часа начинался благовест, в храме собирались клирики и миряне, богослужение возглавлял епископ. Окончание изобразительных изменяли ради этого случая: молитва изобразительных « » заменялась на молитву 9-го часа « » (вероятно, из-за покаянного характера молитвы); прощение испрашивалось дважды: 1-й раз после отпустной молитвы « », 2-й раз после ектении-помянника (заимствованной из окончания полунощницы и повечерия) и окончательного отпуста, и именно во 2-й раз в формуле прощения звучало особое прибавление: «... елико согреших... и во святей сей Четыредесятницы...»; потом следовало осенение народа крестом (Там же. С. 109; он же. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 189-190). В наст. время чин прощения в Вел. среду бывает, но особым образом не акцентируется.
утреня первых 3 дней Страстной седмицы носит название «[утреня] Жениха» (τοῦ Νυμφίου) в связи с пением тропаря « »; причем в Вел. понедельник во время этого тропаря совершается торжественный чин изнесения из алтаря и положения в храме иконы «Νυμφίος» (Жених [Церкви]), где изображен Христос в терновом венце. На приходах утреня в эти 3 дня обычно совершается накануне вечером; в мон-рях же, в т. ч. на Афоне, утреня сохраняет свое место как служба в конце ночи. В мон-рях на часах читается Четвероевангелие; известна практика начинать его чтение заранее: напр., в соборном Типиконе 1794 г. афонского мон-ря Ксенофонт указано читать Четвероевангелие от 1-го дня Великого поста до Лазаревой субботы (по 2 раза в день на 1-й седмице и по 1 разу в день на остальных седмицах - Дмитриевский. Богослужение. С. 333).
По совр. приходскому Типикону греч. Церквей (Βιολάκις. Τυπικόν. Σ. 354-357), на утрене в эти 3 дня тропарь « » поется трижды с разными концовками по образцу троичнов гласа (напр., в Вел. понедельник в 1-м: « », во 2-м: « (или ) » (упоминается имя храмового святого), в 3-м: « »); эта традиция оправдана тем, что, хотя тропарь « » не относится к троичнам Октоиха, он сходен с ними по окончанию (« »). Утреня и вечерня с литургией имеют в целом тот же порядок, что и в Иерусалимском уставе. На часах тропарь и кондак дня. Ничего не сказано ни о чтении на часах Четвероевангелия, ни о чине прощения после часов в Вел. среду.
Порядок соединения последований Благовещения и первых 3 дней Страстной седмицы изложен в соответствующих Благовещенских главах, присутствующих уже в студийских памятниках. Совр. рус. Типикон в общем следует тем же принципам, что и при совпадении праздника Благовещения с седмичными днями Великого поста. Если Благовещение падает на Вел. понедельник, то накануне служится малая вечерня, а всенощное бдение состоит из великой вечерни с литией и утрени. Если же праздник падает на Вел. вторник или среду, то малой вечерни нет, великая вечерня под праздник соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, а бдение состоит из великого повечерия с литией и утрени. Отменяется трипеснец повечерия. На утрене ради праздника поется «Бог Господь» и тропарь праздника трижды (« » отменяется, его нет и на часах). Перед каноном прочитывается Евангелие праздника, а Евангелие дня оставляется. Полный канон праздника соединяется с трипеснцем или двупеснцем Триоди по тому же принципу, что и в седмичные дни Великого поста, но без песней. На 9-й песни канона поются особые припевы праздника вместо песни Пресв. Богородицы, а к тропарям Триоди - припев « ». Около 3-го часа дня (т. е. около 9.00) должен совершаться праздничный крестный ход. На часах читается Четвероевангелие. Если Благовещение падает на Вел. среду, после часов и последования изобразительных бывает чин прощения. Вечерня в сам день праздника соединяется с полной литургией свт. Иоанна Златоуста, за к-рой читаются Апостол праздника, Евангелие праздника и дня. На трапезе разрешается пища с елеем и вино (вино разрешается и в день накануне праздника). После трапезы - малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея (Типикон. [Т. 1.] С. 560-567).
В древних и совр. богослужебных книгах и сборниках святоотеческих слов для чтения за богослужением в эти дни обычно назначаются следующие чтения: в Вел. понедельник слово прп. Иоанна Дамаскина на иссушенное дерево и на притчу о смоковнице (PG. 96. Col. 575-588), слово прп. Севериана на иссушенное дерево (во мн. источниках и в совр. рус. Триоди приписывается свт. Иоанну Златоусту) (PG. 59. Col. 585-590) и слово прп. Ефрема Сирина о прекрасном Иосифе (Ephraem Syri Opera omnia. R., 1732. Vol. 2. P. 21-41); в Вел. вторник гомилия свт. Иоанна Златоуста о милосердии и о 10 девах (PG. 49. Col. 291-300), гомилия неизвестного автора, подписываемая именем свт. Иоанна Златоуста, о 10 девах и о милости (PG. 59. Col. 527-532) и слово пресв. Леонтия об Иове (Leontii presbyteri Constantinopolitani Homiliae / Ed. C. Datema, P. Allen. Turnhout, 1987. P. 211-219 (CCSG; 17)); в Вел. среду гомилия псевдо-Златоуста о жене-блуднице и о фарисее (PG. 59. Col. 531-536), слово прп. Ефрема Сирина о блуднице (Ephraem Syri Opera omnia. R., 1732. Vol. 3. P. 385-395) и слово свт. Амфилохия Иконийского о жене-грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее (PG. 39. Col. 65-90). Кроме того, на утрене всех 3 дней могут читаться по частям беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (начиная с беседы о поучении на Елеонской горе - PG. 58. Col. 685). С XIV в. в Триоди часто включаются специальные синаксари Никифора Каллиста Ксанфопула (рус. пер. основных богослужебных чтений в эти дни см. в кн.: Сборник церковно-учительных чтений. С. 61-156).
В западно-сирийском обряде эти дни посвящены приближающимся Страстям Христовым; особо подчеркивается тема исполнения ветхозаветных пророчеств и прообразов Страстей (в частности, во вторник - жертвоприношения Авраама); песнопения повествуют также о том, как вожди иудеев задумали убить Христа. Необычный чин «восхождения на Небеса» (иначе - «чин светильников», или «чин 10 дев») совершается на ночной службе Вел. понедельника: священники и диаконы в полном облачении совершают торжественное шествие с крестом и Евангелием из северных дверей алтаря к юж. (или вокруг храма), при этом поются Пс 117 и особые песнопения. Затем в полной темноте поются Пс 50, ряд гимнов и читаются Иер 18. 18-22, Деян 3. 22-26, Евр 5. 12-14 и Мф 25. 1-13, возглашается ектения, священник подходит к алтарной завесе и трижды касается ее крестом. Завеса и двери отверзаются, возжигаются все светильники в храме, и процессия входит в алтарь (Ibid. P. 172-173). Многочисленные библейские чтения на дни Страстной седмицы характерны для практики Коптской Церкви (http://www.bombaxo.com/coptic.html [Электр. ресурс]).
богослужения первых 3 дней Страстной седмицы совершаются в целом по чину будних дней Великого поста. Чтения мессы по тридентскому чину (принятому в католич. Церкви до сер. XX в.): Ис 50. 5-10, Ин 12. 1-9 (Вел. понедельник); Иер 11. 18-20, Мк 14. 1 - 15. 46 (Вел. вторник); Ис 62-63, Ис 53, Лк 22. 1 - 23. 53 (Вел. среда); по совр. чину (см. ст. Novus ordo): Ис 42. 1-7, Ин 12. 1-11(Вел. понедельник); Ис 49. 1-6, Ин 13. 21-33, 36-38 (Вел. вторник); Ис 50. 4-9, Мф 26. 14-25 (Вел. среда). В амвросианском обряде Евангелия мессы иные: Лк 21. 34-38, Ин 11. 47-54, Мф 26. 1-5 (соответственно в Вел. понедельник и Вел. среду); после реформ, последовавших за II Ватиканским Собором, ветхозаветные чтения мессы амвросианского обряда (ранее совпадавшие с рим.) заменены на чтения из книг Иова и Товита (к-рые ранее читались в Вел. понедельник и Вел. среду на часах в составе чина оглашения), а Евангелие Вел. понедельника заменено на Ин 12. 27-36 (Евангелие Вел. вторника оставлено без изменений, Вел. среды продлено за счет стихов 14-16).
По совр. Триоди, каждый из первых 3 дней Страстной седмицы имеет по 2 трипеснца: прп. Андрея Критского (поется накануне, на повечерии) и прп. Космы Маюмского (поется на утрене; в Вел. вторник - двупеснец). Трипеснцы Вел. понедельника: 1) прп. Андрея, 4-го плагального (8-го) гласа, ирмос: «Τῷ συντρίψαντι πολέμους ἐν βραχίονι αὐτοῦ» ( ), нач. 1-го тропаря: «᾿Ιωσὴφ τὴν σωφροσύνην, μιμησώμεθα πιστοί» ( ); 2) прп. Космы, 2-го гласа, акростих: «Τῇ δευτέρᾳ» (в понедельник), ирмос: «Τῷ τὴν ἄβατον, κυμαινομένην θάλασσαν» ( ), нач. 1-го тропаря: «῾Η ἀπόῤῥητος Λόγου Θεοῦ κατάβασις» ( ). Трипеснец и двупеснец Вел. вторника: 1) прп. Андрея, 4-го плагального (8-го) гласа, ирмос: «Πρόσεχε, οὐρανὲ, καὶ λαλήσω» ( ), нач. 1-го тропаря: «Συνέλθωμεν τῷ Χριστῷ πρὸς τὸ ὄρος τῶν ᾿Ελαιῶν» ( ), 2-я песнь содержит 2 ирмоса; 2) прп. Космы, 2-го гласа, акростих: «Τρίτῃ τε» ( Во вторник же) , ирмос: «Τῷ δόγματι, τῷ τυραννικῷ, οἱ ὅσιοι τρεῖς παῖδες» ( ), нач. 1-го тропаря: «Ραθυμίαν, ἄπωθεν ἡμῶν, βαλώμεθα» ( ). Трипеснцы Вел. среды: 1) прп. Андрея, 2-го гласа, ирмос: «Στειρωθέντα μου τὸν νοῦν» ( ), нач. 1-го тропаря: «Συντελείας ὁ καιρός, ἐπιστρέψωμεν λοιπόν, Χριστὸς διδάσκει» ( ); 2) прп. Космы, 2-го гласа, акростих: «Τετράδῃ ψάλω» (В среду воспою), ирмос: «Τῆς πίστεως ἐν πέτρα με στερεώσας» ( ), нач. 1-го тропаря: «᾿Εν κενοῖς τό συνέδριον τῶν ἀνόμων» ( ).
Все 3 дня имеют общие тропарь (« ») и эксапостиларий (« »), но свои кондаки (в Вел. понедельник 8-го гласа: « »; в Вел. вторник 2-го гласа: « »; в Вел. среду 4-го гласа: « »). В последовании Вел. понедельника и Вел. вторника содержится по 7, Вел. среды - 11 самогласных стихир.
В рукописях сохранились иные кондаки неизвестных песнотворцев и прп. Романа Сладкопевца на все 3 дня. Для Вел. понедельника известны 2 кондака прп. Романа об Иосифе, оба плагального 4-го (8-го) гласа (проимий 1-го: ῾Ο ᾿Ιακὼβ τῷ χιτῶνι συνεκόπτετο - Иаков рыдал около хитона; 1-й проимий 2-го: Οἱ τὸ στάδιον τῶν νηστειῶν - Поприще постов), и анонимный кондак (его проимий - это кондак совр. Триоди) (SC. T. 99. P. 195-293). Для Вел. вторника - 2 кондака прп. Романа о 10 девах, 1-го плагального (5-го) гласа (проимий: Λαμπάδα ἄσβεστον - Свеча неугасимая) и 4-го гласа (1-й проимий: Τὸν νυμφίον, ἀδελφοί, ἀγαπήσωμεν - Жениха, братья, да возлюбим), и анонимный (его проимий - это кондак совр. Триоди), являющийся переработкой 1-го кондака Романа о 10 девах (SC. T. 114. P. 303-364). Для Вел. среды известны кондак прп. Романа о блуднице плагального 4-го (8-го) гласа (1-й проимий: ῾Ο πόρνην καλέσας θυγατέραν, Χριστὲ ὁ Θεός - Блудницу Ты назвал дочерью, Христе Боже) и 2 анонимных, один без акростиха (его проимий - это кондак совр. Триоди), являющийся переработкой кондака Романа, др. имеет алфавитный акростих (SC. T. 114. P. 13-43; Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. P., 1977. P. 91).
В рукописях, в составе циклов, написанных тем или иным песнотворцем, также сохранились и др. каноны на эти дни. Прп. Феодор Студит составил трипеснцы на всю Страстную седмицу, в частности на Вел. понедельник (2-го гласа, ирмос: «᾿Εν βυθῷ κατέστρωθε» ( ), нач.: «᾿Απαρχὴ ἁγίων ἡμερῶν» (Начатки святых дней)), на Вел. вторник (1-го гласа, ирмос: «ήΙδετε, ἴδετε, ὅτι ἐγώ εἰμι ὁ Θεὸς ὁ δουλωθέντα» ( ), нач.: «Πάλιν πανήγυριν τῶν ταθημάτων» (Снова торжество гробниц)) и на Вел. среду (2-го плагального (6-го) гласа, ирмос: «᾿Εν τῇ στεῤῥᾷ, τῆς πίστεώς σου» ( ), нач.: «Τὸ πονηρὸν συνέδριον» (Лукавый синедрион)). В рукописях X-XI вв. сохранились 3 полных канона Иосифа: на Вел. понедельник (4-го плагального (8-го) гласа, акростих: «Μέγιστος αἴνος τῇ μεγίστῃ δευτέρᾳ. ᾿Ιωσίφ» (Величайшая хвала величайшему понедельнику. Иосиф), ирмос: «῾Αρματηλάτην Θαραώ» ( ), нач.: «Μετὰ τῶν παίδων ᾿Ιησοῦν ὑμνήσαντες» (С детьми поюще Иисуса)); на Вел. вторник (2-го гласа, акростих: «Σεπτὸς πέφυκεν ὕμνος εἰς σεπτὴν τρίτην. ᾿Ιωσήφ» (Священный произвести гимн на Священную Троицу. Иосиф), ирмос: «᾿Εν βυθῷ κατέστρωθε» ( ), нач.: «Συνελθόντες δεύτε τῷ Χριστῷ» (Собравшись придем ко Христу)); на Вел. среду (2-го гласа, акростих: «Τὴν παμμέγιστον αἰνέσωμεν τετράδα» (Всевеличайшую да хвалим среду), ирмос: «Δεύτε, λαοί» ( ), нач.: «Τὸ πονηρὸν ἄρτι συνήχθη συνέδριον» (Лукавый недавно собрался синедрион)) (Карабинов. Постная Триодь. С. 152). В древнем груз. Иадгари выписаны трипеснцы на каждый из 3 дней (в Вел. понедельник 5-го гласа, нач.: «Бог явися во плоти»; в Вел. вторник 6-го гласа, нач.: «Воздадите, люди, славу Христу Богу нашему»; в Вел. среду 1-го гласа, нач.: «Крестом спасение наше устроить Ты благоволил»), относящиеся к более ранней стадии развития жанра канона и имеющие более архаичную форму, чем трипеснцы и каноны совр. Триоди, в частности, в них отсутствует четкое разделение на ирмосы и тропари. Кроме того, в рукописях встречается еще неск. десятков самогласных и подобных стихир на эти 3 дня, отсутствующие в совр. Триоди. (Карабинов. Постная Триодь. С. 274-280).
В Святогробском Типиконе приведены особые заамвонные молитвы для литургии Преждеосвященных Даров в первые дни Страстной седмицы: «Βασιλεῦ τῶν αἰώνων καὶ πάσης κτίσεως ὁρατῆς τε καὶ ἀοράτου, δημιουργὲ Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν» (Царь веков и всего творения видимого же и невидимого, Творче Христе Боже наш) для Вел. понедельника; «Κύριε ᾿Ιησοῦ Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πρὸς τὴν παροῦσαν ἡμᾶς ἀφικέσθαι καταξιώσας τοῦ πάθους σου ἡμέρας» (Господи Иисусе Христе Боже наш, к настоящему нас сподобил прийти дню Твоей Страсти) для Вел. вторника; «Αἰνοῦμεν καὶ εὐχαριστοῦντες ὑπερυψοῦμεν τὸ ἄπειρον τῆς σῆς ἀγαθότητος πέλαγος» (Хвалим и благодаря возносим безграничную Твоей благостыни пучину) для Вел. среды (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Σ. 50-51, 65-66, 82-83).